Психотерапия

Депрессия является основной причиной болезней и инвалидности в мире. На протяжении всей истории было много различных объяснительных теорий депрессии. Биологические теории с различных точек зрения постулировали, что депрессия может возникать из-за дефицита норадреналина, эндокринных расстройств, расстройств, связанных со сном, изменений в структуре мозга, или влияния генетики. Психологические теории пытались объяснить депрессию на основе психоанализа и, более конкретно, в терминах теорий привязанности, поведенческой, когнитивной модели, модели самоконтроля, межличностной теории, стрессовых жизненных событий и социокультурной модели.

Все более возрастает актуальность диагностики этой патологии в детском и подростковом возрасте. Многие диагностические инструменты разработаны, главным образом, для подросткового и взрослого контингента, поэтому трудно подобрать диагностические тесты для оценки депрессии у детей. Профилактика депрессии – еще один аспект, которому Всемирная организация здравоохранения придает большое значение, утверждая, что школьные программы-тренинги для детей, мероприятия, направленные на психообразование родителей, помогают снизить распространенность этой патологии. Программы профилактики депрессии существуют, но они в основном ориентированы на подростков и очень мало ориентированы на детей в возрасте до 10 лет. Лечение депрессии является еще одним аспектом, который не следует упускать из виду. Множество различных объяснительных теорий депрессии дали начало широкому спектру методов лечения (поведенческое, когнитивно-поведенческое, межличностное и т.д.), которые в настоящее время анализируются с высокой степенью точности и научной строгости.

  • Согласно DSM-5, все депрессивные расстройства имеют одну общую черту, а именно наличие грустного, «пустого» или раздражительного настроения, сопровождающегося соматическими и когнитивными изменениями, которые значительно влияют на способность человека функционировать. Одним из важных последствий депрессии является риск самоубийства, который, по данным ВОЗ, является одной из наиболее распространенных причин смерти среди молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет.

Основным новшеством, предложенным DSM-5 в разделе, посвященном депрессивным расстройствам, является введение дисрегуляторного разрушительного настроения (которое не должно быть диагностировано до возраста 6 лет или после 18 лет). Это расстройство характеризуется тяжелыми рецидивирующими вспышками гнева, проявляющимися вербально (например, словесные вспышки) и/или поведенчески (например, физическая агрессия по отношению к людям или самому себе). Эти вспышки часто происходят в результате фрустрации и для того, чтобы считаться диагностическим критерием, должны происходить три или более раза в неделю в течение не менее года в ряде различных условий (дома, в школе и т.д.).

  • Основное депрессивное расстройство характеризуется подавленным настроением большую часть дня, почти каждый день, хотя у детей и подростков это может проявляться в раздражительном настроении. Расстройство сопровождается заметно уменьшенным интересом или снижением получения удовольствия во многих видах деятельности; значительной потерей или увеличением веса; бессонницей или гиперсомнией, психомоторным возбуждением или заторможенностью, усталостью или потерей энергии; чувством бесполезности или чрезмерной или несоответствующей вины, снижением концентрации внимания; повторяющимися мыслями о смерти, повторяющимися суицидальными идеями без определенного плана.

Нельзя упускать из виду важность семейных взаимодействий в дебюте депрессивной симптоматики. Стиль воспитания определяется в качестве ключевого фактора психосоциальной адаптации детей и подростков. Родительское поведение изучается с двух разных точек зрения: теплота и контроль. Теплота связана с такими аспектами, как участие и выражение привязанности, уважения и позитивной озабоченности родителями и основными опекунами. В этом смысле выявлена значительная связь между родительской теплотой и позитивной адаптацией среди подростков: более слабая поддержка со стороны родителей связана с более высокими уровнями депрессии и тревоги среди подростков.

Исследования этиологии депрессии все больше фокусируются на роли семейной среды, в частности факторов воспитания, в развитии депрессивных симптомов и расстройств у детей и подростков. В частности, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что воздействие низких уровней позитивного, поддерживающего воспитания и высоких уровней негативного воспитания связано с повышенным риском развития депрессии. Однако очень мало известно о механизмах развития, с помощью которых родительское поведение может влиять на этиологию депрессии. Одна из возможностей заключается в том, что низкий уровень позитивного воспитания способствует развитию негативных когнитивных искажений или когнитивной уязвимости для депрессии. Воздействие стрессоров, в дополнение к воспитанию, является еще одним риском в развитии когнитивной уязвимости. Гипотеза обратной связи предполагает, что родительское поведение, которое имплицитно или явно передает негативную информацию о стрессорах, особенно влияет на формирование когнитивной уязвимости. Переход к подростковому возрасту, в частности наступление половой зрелости, инициирует каскад физических, гормональных, психологических и социальных изменений, которые могут создать условия для повышенного риска депрессии. Во-первых, этот период характеризуется трансформациями в отношениях между родителями и детьми (например, увеличением конфликта между родителями и детьми), поскольку подростки стремятся к большей автономии от родителей. Во-вторых, рост стрессоров, в том числе связанных со сверстниками стрессоров, что совпадает с повышением значимости отношений между сверстниками. В-третьих, поскольку Я-концепция и убеждения о собственной компетентности стабилизируются во время перехода в подростковый возраст, есть доказательства того, что когнитивная уязвимость также может возникнуть в этот период.

Несмотря на нормативные сдвиги, происходящие в отношениях между родителями и детьми в подростковом возрасте, родители продолжают играть важную роль в адаптации молодежи. Позитивное, поддерживающее взаимодействие с родителями играет роль защиты от пагубного воздействия растущих стрессоров сверстников до, во время и после перехода в подростковый возраст. Стратегии воспитания, направленные на повышение позитивного и поддерживающего отношения родителей к детям в периоды стресса, могут быть эффективными для профилактики и/или лечения депрессии, особенно среди подростков, наиболее подверженных риску воздействия большого числа стрессоров со стороны сверстников в период перехода к подростковому возрасту.




Автор статьи: Султанова Аклима Накиповна, доктор медицинских наук, врач-психиатр