Депрессия является основной причиной болезней и инвалидности в мире. На протяжении всей истории было много различных объяснительных теорий депрессии. Биологические теории с различных точек зрения постулировали, что депрессия может возникать из-за дефицита норадреналина, эндокринных расстройств, расстройств, связанных со сном, изменений в структуре мозга, или влияния генетики. Психологические теории пытались объяснить депрессию на основе психоанализа и, более конкретно, в терминах теорий привязанности, поведенческой, когнитивной модели, модели самоконтроля, межличностной теории, стрессовых жизненных событий и социокультурной модели.
Все более возрастает актуальность диагностики этой патологии в детском и подростковом возрасте. Многие диагностические инструменты разработаны, главным образом, для подросткового и взрослого контингента, поэтому трудно подобрать диагностические тесты для оценки депрессии у детей. Профилактика депрессии – еще один аспект, которому Всемирная организация здравоохранения придает большое значение, утверждая, что школьные программы-тренинги для детей, мероприятия, направленные на психообразование родителей, помогают снизить распространенность этой патологии. Программы профилактики депрессии существуют, но они в основном ориентированы на подростков и очень мало ориентированы на детей в возрасте до 10 лет. Лечение депрессии является еще одним аспектом, который не следует упускать из виду. Множество различных объяснительных теорий депрессии дали начало широкому спектру методов лечения (поведенческое, когнитивно-поведенческое, межличностное и т.д.), которые в настоящее время анализируются с высокой степенью точности и научной строгости.
Основным новшеством, предложенным DSM-5 в разделе, посвященном депрессивным расстройствам, является введение дисрегуляторного разрушительного настроения (которое не должно быть диагностировано до возраста 6 лет или после 18 лет). Это расстройство характеризуется тяжелыми рецидивирующими вспышками гнева, проявляющимися вербально (например, словесные вспышки) и/или поведенчески (например, физическая агрессия по отношению к людям или самому себе). Эти вспышки часто происходят в результате фрустрации и для того, чтобы считаться диагностическим критерием, должны происходить три или более раза в неделю в течение не менее года в ряде различных условий (дома, в школе и т.д.).
Нельзя упускать из виду важность семейных взаимодействий в дебюте депрессивной симптоматики. Стиль воспитания определяется в качестве ключевого фактора психосоциальной адаптации детей и подростков. Родительское поведение изучается с двух разных точек зрения: теплота и контроль. Теплота связана с такими аспектами, как участие и выражение привязанности, уважения и позитивной озабоченности родителями и основными опекунами. В этом смысле выявлена значительная связь между родительской теплотой и позитивной адаптацией среди подростков: более слабая поддержка со стороны родителей связана с более высокими уровнями депрессии и тревоги среди подростков.
Исследования этиологии депрессии все больше фокусируются на роли семейной среды, в частности факторов воспитания, в развитии депрессивных симптомов и расстройств у детей и подростков. В частности, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что воздействие низких уровней позитивного, поддерживающего воспитания и высоких уровней негативного воспитания связано с повышенным риском развития депрессии. Однако очень мало известно о механизмах развития, с помощью которых родительское поведение может влиять на этиологию депрессии. Одна из возможностей заключается в том, что низкий уровень позитивного воспитания способствует развитию негативных когнитивных искажений или когнитивной уязвимости для депрессии. Воздействие стрессоров, в дополнение к воспитанию, является еще одним риском в развитии когнитивной уязвимости. Гипотеза обратной связи предполагает, что родительское поведение, которое имплицитно или явно передает негативную информацию о стрессорах, особенно влияет на формирование когнитивной уязвимости. Переход к подростковому возрасту, в частности наступление половой зрелости, инициирует каскад физических, гормональных, психологических и социальных изменений, которые могут создать условия для повышенного риска депрессии. Во-первых, этот период характеризуется трансформациями в отношениях между родителями и детьми (например, увеличением конфликта между родителями и детьми), поскольку подростки стремятся к большей автономии от родителей. Во-вторых, рост стрессоров, в том числе связанных со сверстниками стрессоров, что совпадает с повышением значимости отношений между сверстниками. В-третьих, поскольку Я-концепция и убеждения о собственной компетентности стабилизируются во время перехода в подростковый возраст, есть доказательства того, что когнитивная уязвимость также может возникнуть в этот период.
Несмотря на нормативные сдвиги, происходящие в отношениях между родителями и детьми в подростковом возрасте, родители продолжают играть важную роль в адаптации молодежи. Позитивное, поддерживающее взаимодействие с родителями играет роль защиты от пагубного воздействия растущих стрессоров сверстников до, во время и после перехода в подростковый возраст. Стратегии воспитания, направленные на повышение позитивного и поддерживающего отношения родителей к детям в периоды стресса, могут быть эффективными для профилактики и/или лечения депрессии, особенно среди подростков, наиболее подверженных риску воздействия большого числа стрессоров со стороны сверстников в период перехода к подростковому возрасту.
Автор статьи: Султанова Аклима Накиповна, доктор медицинских наук, врач-психиатр