Профилактически здоровые дети осматриваются неврологом в месяц, три, шесть и двенадцать месяцев.
Осмотры врача-невролога, особенно в раннем возрасте, очень важны. В течение первого года жизни все нарушения должны быть выявлены и пролечены для дальнейшего нормального развития ребенка и его здоровья. Работа врача-невролога часто связана с работой других узких специалистов.
Например, если сразу после рождения ребенка в родильном доме не сделана нейросонография (ультразвуковое исследование головного мозга), доктор смотрит ее в плановом порядке в месячном возрасте. Если на нейросонографии не выявлено никаких нарушений, далее ребенок осматривается только в три месяца, Если на нейросонографии все же выявлены проблемы, например, изменение кровотока или изменение размера желудочков, ребенок продолжает наблюдаться у врача.
В месяц и в год невролог обязательно осматривает глазное дно. Если есть изменения со стороны глазного дна, проводится лечение, и, далее, если возникает необходимость, ведется контроль состояния глазного дна и назначается соответствующее лечение.
В месяц, в три и в год ребенка обязательно смотрит врач-ортопед. Если на осмотре выявляется проблема, связанная с неврологией, также необходимо наблюдение врача-невролога.
Также в месячном возрасте ребенок должен осматриваться ЛОР-врачом и сурдологом– они проверяют, насколько хорошо работает слуховой аппарат. Если есть изменения со стороны слуха, ребенок лечится и наблюдается и у невролога, и у ЛОР-врача. Это очень важно.
Если ребенок развивается соответственно возрасту до трех лет (разговаривает, адекватно развиваются все двигательные навыки – он себя обслуживает, бегает, прыгает и так далее), и родителей ничего не беспокоит в его поведении, на следующее плановое обследование малыш приходит уже в три года.
Если ребенку требуется путевка в детский сад, допустим, в полтора года, тогда родители приводят его раньше для проведения планового осмотра перед детским садом. И, опять же, приходят до трех лет, если у ребенка происходят какие-то изменения в самочувствии, в физическом, умственном развитии, в поведении. Если ребенок не говорит в три года, требуется консультация психиатра и логопеда. Коррекция состояния проводится неврологом, логопедом и психиатром.
Двигательные нарушения, если имеют место, корректируются в течение всей жизни – массажем, физиолечением, инъекциями и так далее, в зависимости от степени выраженности изменений. То же самое и с остальными видами нарушений. Здесь все зависит от каждого конкретного случая.
- Если регулярно обследоваться у невролога, предотвратить можно любые нарушения, кроме того, что связано с внутриутробными травмами или травмами при рождении. То есть то, что, влечет за собой непоправимые последствия. В эту же группу входят генетические заболевания и пороки развития, либо какая-то очень тяжелая патология. Если ребенок, например, рожден, глухим, в этом мы не можем ничего изменить, Конечно, при соответствующем лечении и наблюдении возможны какие-то сдвиги, но радикально ситуация вряд ли изменится. Если ребенок развивается без контроля невролога, можно пропустить снижение слуха, правильное развитие речи, появление психических заболеваний. Очень важно начать коррекцию подобных проблем уже на ранней стадии. Следующий осмотр производится перед школой, в шесть-семь лет. Вместе с этим ребенок снова проходит всех узких специалистов. Этот этап очень важен, поскольку оценивается степень подготовленности ребенка к получению образования.
Есть дети, которые не готовы к школе в 7 лет, поскольку страдают расстройствами, не позволяющими пойти в первый класс. Их можно еще на год оставить дома, - в этом случае весь год необходимо интенсивно заниматься со специалистами и проводить необходимое лечение. Только после этого ребенка можно отправить учиться в обычную, или, в зависимости от его состояния, в коррекционную школу.
Есть дети, которым необходимо посещение невролога раз в четверть. Есть дети, которые находятся на домашнем обучении – они не могут обучаться в коллективе. Учеников много. И преподаватель не может объяснять такому ребенку материал в том темпе, в котором ему необходимо. Когда такой ребенок занимается индивидуально, он учится лучше.
Во время обучения в школе осматриваются дети старшего возраста – девятые, десятые и одиннадцатые классы. Идет углубленное обследование: УЗИ, анализ крови, мочи, и, по показаниям, все остальное.
Если у ребенка были выявлены какие-либо нарушения, вне зависимости от возраста, необходимо показываться на приеме невролога раз в полгода. Это делается для того, чтобы контролировать все изменения состояния и фиксировать их с самого начала.
Детям, которые регулярно наблюдаются у невролога, назначается более щадящее лечение, поскольку доктор начинает корректировать проблему на ранних стадиях развития.
Все это очень индивидуально и зависит от того, какая у ребенка патология.
Самое главное, - это внимание со стороны родителей, Очень важно, чтобы родители понимали, что за здоровье ребенка отвечают только они. Если они не будут вовремя обращаться к доктору, впоследствии будет достаточно сложно лечить возможные проблемы ребенка.
Даже если родителей ничего не беспокоит, нужно посещать узких специалистов хотя бы раз в год. И еще очень важный момент – не нужно заниматься самолечением посредством Интернета. Очень многие пациенты говорят мне о том, что не стали делать что-либо, прочитав какую-то информацию в Интернете. Я понимаю, что сейчас мы все грамотные люди. Однако корректировать лечение «назначенное» родителями ребенку посредством Интернета достаточно проблематично. Этого не нужно делать. Это создает серьезные проблемы, как для ребенка, так и для доктора.